Несмотря на значительное увеличение утилизационного сбора (70–80%) с 1 октября, российский рынок автомобилей демонстрирует стабильность. Импортёры стараются сдерживать рост цен, чтобы избежать падения спроса, отметил независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов в интервью изданию «Известия» 5 ноября. По его прогнозу, в ближайшие месяцы ожидается незначительное подорожание автомобилей на уровне 5–10%.
Повышение утилизационного сбора является мерой поддержки отечественных автопроизводителей, инициированной Министерством промышленности и торговли и одобренной Правительством РФ. В настоящее время доля российских автобрендов на внутреннем рынке составляет 20–25%, а к 2030 году правительство планирует ее увеличить до 40–50%.
Однако, многие китайские автомобильные компании, присутствующие на российском рынке, готовы инвестировать в локализацию производства, чтобы избежать уплаты утилизационного сбора и сохранить конкурентоспособность в массовом сегменте. Российские же производители часто используют иностранные комплектующие и технологии, что делает их зависимыми от налаженных логистических цепочек.
По словам Тузова, россияне уже наблюдают рост цен в массовом сегменте, но более ощутимое подорожание ожидается в марте-апреле 2025 года, с поступлением новой партии китайских автомобилей. В настоящее время у дилеров еще есть запас моделей 2023–2024 годов выпуска, что сдерживает резкий рост цен.
Эксперт отметил, что с начала октября выросла стоимость большинства популярных китайских брендов, таких как Chery, Geely и Tank, в среднем на 30–100 тысяч рублей в зависимости от марки и модели. При этом отечественные производители пока не поднимали цены, что способствует стабилизации рынка.
Тузов также прогнозирует существенный рост поступлений от утилизационного сбора в государственный бюджет РФ: до 2 триллионов рублей в 2025 году, до 2,5 триллионов рублей в 2026 году и до 2,7 триллиона рублей в 2027 году. Эти средства будут направлены на развитие дорожной инфраструктуры и поддержку отечественного автопрома.
По его мнению, ввиду низкого уровня производства новых автомобилей в России (всего 440 тысяч с начала 2024 года), иностранные бренды, в том числе китайские, пока не ощущают сильной конкуренции.